Методические рекомендации

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, переносное – школа) – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам исследований.

В научных коллективах это традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Методический семинар — это устное представление своего профессионального опыта как опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных организаций разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.

Основная идея методического семинара — раскрытие профессионального и методического потенциала конкурсанта посредством общения с аудиторией, умения применять инновационные технологии в своей практике. Можно использовать один из представленных алгоритмов для подготовки и проведения методического семинара.

Алгоритм 1

  • выявить педагогическую проблему;
  • дать обоснование актуальности её решения, его практической значимости;
  • отразить теоретическую базу опыта при решении данной проблемы (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе);
  • раскрыть технологию реализации решения педагогической проблемы;
  • показать инновации в организации образовательного процесса, содержании образования, взаимодействий учителя и учащегося и т.д.;
  • провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний учащихся, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.

Алгоритм 2

  • вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий;
  • сформулировать концепцию педагогической деятельности;
  • определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею;
  • выделить составные части опыта и выстроить их в логической последовательности:

— сущность опыта;

— результативность;

— трудоёмкость осуществления (для учителя и учащихся);

— возможность и условия освоения

  • описать каждую составную часть своей концепции, факторы успешности;
  • факторы успешности представить в следующей последовательности:

— название фактора успешности (что?);

— с какой целью и в какой последовательности его применяете (для чего?);

  • какова структура, состав, последовательность операций (как?);
  • что даёт применение этого фактора (результат).
  • описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых «неизбежным» становится формирование ЗУН и способов деятельности в заданных параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.)

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

Регламент — до 20 минут, включая ответы на вопросы.

Критерии оценивания:

  • умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности;
  • общая и профессиональная эрудиция;
  • культура публичного выступления;
  • умение взаимодействовать с аудиторией.

 

Методические рекомендации по проведению учебного занятия (конкурсного урока)

Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок», который рассматривается как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Учебное занятие ограничено во времени (45 мин.). Оно должно стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в инновационном проекте. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление инновационного проекта — учебное занятие — самоанализ учебного занятия или защита дополнительной образовательной программы – учебное занятие – самоанализ. Е.М. Пахомова рекомендует избегать повторов, как в описании опыта, так и в выступлениях перед аудиторией, «каждый новый шаг должен расширять и углублять Ваши позиции, вносить новые черты в Ваш личностно-профессиональный образ».

Требования к конкурсному учебному занятию

  1. Важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!
  2. Учебное занятие должно быть иллюстрацией Вашей системы работы в контексте заявленного Вами опыта, технологии, Ваших педагогических убеждений.
  3. Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Заметим, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

— глубокое знание своего предмета (заметим, что некорректное оперирование теоретическими понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

— грамотное, в соответствии с целью и задачами урока, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

— коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

— умение получить результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам в совершенстве владеет методикой демонстрационного эксперимента, так же как учитель музыки поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен отражать присущую только ему специфику.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя в предметной номинации: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.), он интеллигентен».

Учебное занятие отличается и своим содержанием, рассчитанным на незнакомых детей. Надо умело поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства, что станет залогом успешности на уроке.

Учебное занятие проходит в школе, в классе, определённом заявкой, направленной участником конкурса в Оргкомитет. Тема должна соответствовать календарному плану изучения материала.

 

Самоанализ учебного занятия

 

Самоанализ проводится непосредственно после учебного занятия. Он представляет собой разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон.

Самоанализ учебного занятия как конкурсное мероприятие – это выступление педагога, проводившего занятие, и его беседа с членами жюри (что предполагает ответы на вопросы, необходимые для получения дополнительной информации о ходе и результатах деятельности учителя и учащихся на учебном занятии, об оценке успешности этой деятельности).

В ходе пятиминутного выступления педагог может высказать свои соображения по поводу уровня подготовки детей, с которыми пришлось работать, сравнить условия проведения конкурсного занятия с теми, в которых педагог работает на своём рабочем месте, поделиться своими неиспользованными находками (запасными методическими ходами). Кроме того, не нужно бояться указать на собственные ошибки – жюри воспримет это положительно. Следует помнить, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей и другие «недостатки» класса некорректна.

Оценивается способность участника конкурса к рефлексии, умение увидеть ошибки и недочёты, определить уровень собственной успешности.

Педагогу важно, как говорят психологи, иметь «внутренний локус контроля», то есть искать причины эффективности или неэффективности своей деятельности в своих действиях.

Для конкурсанта важно логически выстроить все виды конкурсных испытаний: описание опыта работы – представление инновационного проекта – учебное занятие – самоанализ учебного занятия.

Ознакомиться с учебными занятиями участников конкурса «Учитель года России» вы можете на сайте www.ru-teacher.ru в разделе «Архив видеозаписей».